понедельник, 28 ноября 2016 г.

Кушать подано или тонкости французской трапезы

Итак, после статьи о завтраке, постараюсь как можно подробнее рассказать об обеде и ужине в стране тонкой гастрономии.

Обедают французы рано: в полдень - в час. В среднем обед в ресторане в рабочий день обходится в 10-15 евро, если взять меню дня. Оно включает в себя закуску, основное блюдо и десерт (обычно каждого по 3 на выбор). Можно просто выбрать любое блюдо из меню отдельно, но оно обойдется дороже. Если же взять только блюдо дня, без закуски и десерта, получится вполне экономично: 9-10 евро.

Во Франции можно смело пить воду из-под крана. Именно ее и подают в ресторанах, бесплатно. Если попросить, принесут конечно, минеральную воду в бутылке, но обычная вода ничем не хуже. Хлеб тоже бесплатный, и добавки можно просить сколько угодно. Но его стараются приносить вместе с едой, дабы голодная клиентура не сжирала все до того, как принесут обед (знаю из опыта работы в кафе в студенческие годы).

На закуску обычно предлагают суп зимой и салат летом, на горячее можно всегда выбрать между мясом и рыбой или овощами. А на десерт можно взять... сыр. Сыр едят исключительно после еды и перед десертом или вместо него. Здесь вы никогда не увидите это лакомство на закуску или во время обеда.

Сырные погреба в Рокфоре
Вообще, дегустация сыра во Франции - отдельное искусство. Его здесь миллионы видов, и каждый регион гордится своими особыми сортами на любой вкус и цвет: из коровьего, козьего или овечьего молока, твердый, мягкий, более или менее вонючий... Лично я люблю их все.

Когда я в первый раз попала в супермаркет во Франции, я пообещала себе попробовать все виды сыра, какие только встречаются на этих многометровых полках. Семь лет спустя, до сих пор не исследовала все уголки сырных коридоров, хотя регулярно стараюсь пробовать новые сорта. Их просто несказанно много.

Помню, однажды, в продуктовом магазинчике возле моего дома в Бордо добрый дядечка-продавец предложил купить корсиканский сыр, завалявшийся у него на прилавке. Я часто заходила к нему и сыр этот видела не впервые. Но мне стало жалко отдавать 10 евро, так что я, поблагодарив, отказалась. Тогда он мне подарил его, объяснив, что он уже давно лежит и что его все равно надо съесть, так что он предпочитает отдать его мне, чем выбросить. Меня рассмешил такой приступ щедрости и искренности, но сыр я-таки взяла. Какому любопытному бедному студенту помешает старый сыр за целых 10 евро? Дядечка предупредил, что съесть его надо будет быстро, чтобы он не успел провонять всю квартиру, и что лучше обрезать корку.

Я принесла его домой, развернула бумажечку и... прослезилась. Запах буквально выедал глаза! Мы как раз только поселились вместе с моим французским принцем на новой квартире. Он тоже любитель сыров, так что он меня понял и выгонять вместе с корсиканским, благоухающим портянкой старика Ромуальдыча, подарочком не стал. (Кстати, спешу опровергнуть клише: далеко не все французы любят сыр и вино, точно так же как и не все русские днями напролет поглощают водку и пирожки с капустой).
В итоге мы его приговорили за ужином и остались очень благодарны дядечке из магазина - воспоминание осталось на всю жизнь (даже при обрезанной корочке). Вообще, французские сыры не имеют как такового срока годности. Смотря какие конечно, но в основном их специально старят так же, как и вино. Так что здоровью старый вонючий сырок не грозит. Если вы это дело любите - кушайте на здоровье!

Так вот, вернемся к нашему обеду. После сыра вам предложат десерт, а уже после него кофе. Лично я люблю есть пирожное вместе с кофе или чаем, поэтому прошу принести все сразу. Но если не попросить, то десерт придется есть в сухомятку, а лишь потом запивать.

Хороший компромисс такое понятие как café gourmand. Это кофе и 3-5 мини-пирожных. Как раз можно попробовать всего понемножку. Очень мило и можно взять один на двоих, когда после плотного обеда особого места не осталось, а сладенького все-таки хочется. Стоит это удовольствие в районе 6-9 евро. Кофе можно заменить чаем или какао.

Примерно в 4 часа во Франции полдник. Над названием этого действа французы заморачиваться не стали и так и назвали его: quatre heures (четыре часа). В это время съедается какое-нибудь печенько, булочка или фрукт. Полдник прежде всего важен для детей, но и взрослые, как правило, не упускают предлог что-нибудь жевнуть.

Но самое главное событие французского дня - это, пожалуй, ужин.
Я опишу ужин более-менее праздничный (в гостях или в ресторане), так как в обычные будние дни дома мы точно так же едим жареную картошку или яичницу, как и все простые смертные, уставшие после работы.

Итак, все начитается с аперитива, часов в 7-8. Аперитив - это такая долгоиграющая мучительная пытка, когда у тебя от голода сводит желудок, в то время как тебя кормят орешками и пустыми беседами. Нет, на самом деле, если без сарказма, традиция сама по себе мне очень даже по душе. Просто нужно к ней привыкнуть.

Аперитив проходит не за столом, а где-нибудь на террасе, в зале, сидя или стоя, когда как. Вам предлагают что-нибудь выпить и всякие закусочки, вроде чипсов, арахиса, колбасы, помидорчиков черри, морковки или мини хлебушков, намазанных каким-нибудь паштетом. Возможности безграничны - у кого на что фантазии хватает. Главное в этот момент не забыть, что за всем этим последует настоящая еда. Поначалу я допускала одну и ту же ошибку: набивала желудок всеми этими снадобьями, а потом приходилось, тяжело вздыхая, расстегивать верхнюю пуговицу на джинсах во время ужина. С другой стороны, если ничего не есть во время аперо (как его называют французы), то очень быстро уедет голова от выпитого на голодный желудок, и последствия будут еще хуже. Поэтому важно приспособиться и найти золотую середину. Имейте ввиду, что аперо может длиться и час, и два. Если по истечении этого времени вам все еще не предложили ужин - есть большая вероятность, что его не будет вовсе. Такое тоже бывает. Это значит, что вы попали в вариант apéro dînatoire (аперитив-ужин) - более серьезный в плане предложенной еды аперитив, чтобы все наелись и ничего больше не просили. Кстати, очень удобно. Я обычно так и делаю, когда приглашаю много людей. Все равно все за столом не поместятся, а аперо как раз то, что надо.

Вывод: если на столе оливки, чипсы и хлебушек - значит, это классический аперитив, и за ним последует еда. Если же на столе горячие тосты, соленые пироги и более 5 наименований вкусняшек, то скорее всего, это и есть ужин. В конце-концов, если вы не уверены, можно спросить, ничего в этом страшного нет. Иностранцу все прощаемо, и этим грех не воспользоваться.

Предположим, что аперитив классический. По его окончании вас пригласят за стол. Последует закуска. (В дорогих ресторанах перед ней еще подают amuse-bouche - это крошечная изысканная закусочка, название которой выговорить дольше, чем ее проглотить).
В качестве закуски может быть что угодно: салат, суп, овощи, тост, паштет или морепродукты. Но в небольшом количестве. Фуа-гра, кстати, во Франции едят далеко не часто, в основном по праздникам. Если это Рождество, то тогда да, скорее всего на закуску будет фуа-гра или устрицы. А возможно и то, и другое, одно за другим. Фуа-гра едят цельными кусочками с хлебом, ни в коем случае не размазывая и не называя паштетом - на это французы очень обижаются. Устриц едят, взбрызнув лимоном или полив уксусом с луком-шалотом, вприкуску с хлебом, намазанным маслом. Если вы что-то не любите, то можете смело об этом говорить - вас всегда поймут, отнесутся с уважением и постараются найти что-нибудь другое. Не мучайте себя, дабы угодить хозяевам. Я с этой проблемой не сталкивалась, так как я всеядная и вообще любитель поесть везде и в любое время суток, но видела, как корректно обращаются с другими. Это вам не наши русские бабушки, которые не выпустят из-за стола, пока ты все не съешь.

До сих пор помню, как я однажды классе в 8-ом зашла к подруге в гости, и как ее бабушка буквально силой усадила меня обедать. Я как раз только поела и совсем не хотела больше ничего поглощать. Я пыталась ей это объяснить, в то время как она подогревала мне борщ, приговаривая: "Ты что, выбражаешь, да?! Со мной не выбражай! Ешь, тебе расти надо!" Дабы вырваться оттуда, пришлось навернуть тарелку борща со сметаной... Да, во Франции такого гостеприимства не встретишь...

Итак, после закуски будет горячее. Мясо или рыба, но надо сказать, французы в основной своей массе все-таки больше мясоеды. Имейте ввиду, что говядину не прожаривают. Если хотите избежать лужицы крови у себя в тарелке, предупреждайте заранее. Поначалу я всегда просила хорошо прожаренное мясо, но со временем пришла к выводу, что оно действительно вкуснее, когда его просто поджариваешь по одной минутке с каждой стороны. Оно гораздо сочнее, и вкус у него намного интереснее. Поэтому теперь я ем кровавую говядину и даже тартары и карпаччо (сырое мясо). Вот что Франция с людьми делает...
Есть несколько степеней прожаренности мяса, без которых в ресторане никуда: bien cuit (хорошо прожаренное), à point (розоватое), saignant (с кровью), bleu (слегка поджаренное, практически сырое).

Как правило, к закуске и к горячему подается разное вино. На закуску часто открывают белое, а на горячее красное (если это мясо). После основного блюда достают большую тарелку с 4-5 видами сыра. Ее передают по кругу и каждый отрезает себе кусочки тех, которые ему больше всего приглянулись (я обычно отрезаю по кусочку каждого...). Если не хотите, просто передайте тарелку следующему. Под сыр допивается красное вино.

Затем настает черед десерта. Это либо индивидуальные порции, либо пирог или торт, если это день рождения. В последнем случае резать и раздавать торт должен непременно именинник. Во время десерта открывают шампанское или игристое вино,  после него пьется кофе или чай.

Затем идет дижестив. Это может быть любой крепкий напиток: коньяк, арманьяк, кальвадос или так любимый французами Get 27 (мятный ликер, по вкусу очень напоминающий ополаскиватель для полости рта). Лично я своим гостям предлагаю настоящую водку, привезенную из России. Так как сама я ее не пью, пусть хоть люди попробуют. Никогда не отказываются от такой экзотики.

А потом начинаются посиделки... которые могут длиться бесконечно. Никто не вскакивает из-за стола и не бежит мыть посуду - это может подождать. Все чинно сидят за столом и беседуют, беседуют, беседуют...

Праздничный обед проходит по такой же схеме, плавно переходя в ужин.

Еще все друг друга непременно ждут. Никто не поднесет ложку ко рту, пока все и каждый за столом не будут готовы к поглощению пищи. На самом деле, это базовые правила этикета, это нормально, и возможно в России в других семьях тоже так. Но у меня в семье почему-то не принято друг друга ждать - все едят, когда им хочется - поэтому этот момент мне было трудно ассимилировать. Когда в ресторане вас десять человек, и девяти из них уже принесли блюдо, которое стоит и остывает, но пока не принесут блюдо десятого все делают вид, что совершенно равнодушны к аромату, исходящему из их тарелки, а потом едят все это холодным - я, если честно, нахожу эту картину абсурдной. Поэтому я всегда прошу всех начинать без меня.

Осталось только добавить, что средний ужин в ресторане стоит в районе 20-25 евро и что слушать, с какой любовью и нежностью французы говорят о еде - настоящее удовольствие для ушей. Как бы ни осуждались их бесконечные аперитивы и чинные трапезы, одного я никак не могу отрицать: еще нигде я не ела так вкусно, разнообразно и красиво, как во Франции.

Bon appétit!

Прочие фанцузские заморочки

3 комментария: