воскресенье, 13 ноября 2016 г.

Французские заморочки

За мои 7 лет проживания во Франции я очень привыкла к этой стране и влилась во французский образ жизни. Но недавно вдруг вспомнилось, как часто поначалу мне казались необычными те или иные обычаи, правила и прочие заморочки, с которыми приходилось сталкиваться и которые теперь кажутся вполне естественными.

Захотелось поделиться с вами теми, которые удалось выловить из памяти.

1. Поцелуйчики

La bise - это целая система, в которой надо тщательно разобраться, дабы никого не обидеть и не задеть. При встрече и на прощание французы целуются в щеку. Но все не так просто. В зависимости от региона целуются 1, 2, 3 или 4 раза. И начинают в разных регионах с разных щек, так что приходится постоянно приспосабливаться, чтобы найти нужную комбинацию.

Целуются также при знакомстве. Иногда приходишь на вечеринку к друзьям, а там две добрых дюжины незнакомых тебе людей - надо со всеми перецеловаться и 20 раз представиться. Естественно, ты не запоминаешь и половины их имен и потом тебе неудобно с ними говорить, потому что ты не знаешь, как обратиться... А если ты пришел ненадолго и через час тебе уже уходить, можешь сразу начинать второй круг поцелуев - как раз через час закончишь.

У нас на юге принято целоваться по 3 раза, при любых обстоятельствах. Это, конечно, очень мило, но иногда просто лень всех расцеловывать. Например, когда у вас ночует родня: с утра, только встав с постели, если ты наткнулся на кого-нибудь по пути в ванную - целуй непременно! Неважно, что при этом ни у того, ни у другого не чищены зубы...

Женщина должна целоваться со всеми. У мужчин все сложнее. Как правило, они целуются только с женщинами, а другим мужчинам пожимают руку. Но! С близкими друзьями и родственниками-мужчинами они тоже целуются или обнимаются. Так что каждый решает сам для себя, кто ему близок и с кем ему хочется целоваться.

2. Обувь в домах

Это отличительная черта не только французов, но и всех европейцев. Если у вас гости, не ждите от них, что они разуются: они прямиком попрутся в ботинках на ковер, даже если на улице дождь. Некоторые из вежливости спрашивают, не предпочитаете ли вы, чтобы они сняли обувь, но как правило не ждут положительного ответа на этот вопрос, являющийся по большому счету простой формальностью. 

Поначалу раздражает, потом привыкаешь. Ведь в этом есть и положительные стороны: не надо иметь в доме 25 пар тапочек, нет смысла мыть полы перед приходом гостей, ничья обувь не ароматизирует коридор, а в гости можно ходить в дырявых носках - все равно никто не узнает.

3. Обзорная экскурсия

Если вы в первый раз принимаете у себя человека (близкого или нет - неважно), первым делом принято провести его по всем комнатам и показать ему каждый уголок вашего жилья. Своего рода экскурсия: здесь у нас зал, а здесь кухня, а вот выход на балкон, а здесь мы недавно поменяли полы, а в ванной у нас вот такая плитка, итд итп. Так что не вариант закинуть весь бардак в одну комнату и закрыть дверь - ее тоже придется показывать...

4. Кушать подано!

Трапеза во Франции - это не наполнение организма пищей, это искусство. Настолько тонкое, что порой умираешь от голода в поисках выхода из лабиринта формальностей.

Обедают в определенные часы и если не попадаешь в ресторан с 12 до 2, то придется довольствоваться бутербродом или подождать до ужина (который начинается с 7 вечера), так как кухня везде будет закрыта.

Подробная статья о завтраке здесь.
О тонкостях обеда и ужина здесь.

5. Глаза в глаза

Пьют во Франции совсем не так как у нас. Хотя, в принципе, нигде не пьют так, как у нас...

Во-первых, пьют меньше, но чаще. Выпить бокал вина за обедом или за ужином в рабочий день совершенно нормально и вполне приветствуется.

Во-вторых, не произносят тосты каждые пять минут (не забывайте, что моя Родина - Кавказ, я привыкла к получасовым тостам). Стучатся бокалами один раз в самом начале, либо просто так, либо в лучшем случае "за здоровье", "за мир во всем мире" или "за любовь". При этом каждый гость должен стукнуться с каждым по отдельности, не перекрещивая бокалы с другими и глядя друг другу в глаза. Не переживайте, если запутаетесь, вам непременно об этом напомнят. Я теперь понимаю, почему это трудоемкую процедуру проделывают только один раз.

6. Праздники

Веселиться, надо сказать, французы не очень умеют. По крайней мере, на мой взгляд, сравнивая с Россией или Испанией. Несмотря на то, что здесь проводится множество фестивалей и мероприятий, французам не хватает какой-то искорки безумия.

Конечно, студенты точно так же, как и везде устраивают вечеринки с дешевым пивом и чипсами, но даже они проходят в каких-то невидимых рамках. Как правило, никто не танцует, и не поет; все просто перемещаются, разговаривают и напиваются, пока не приземлятся где-нибудь в уголочке в коматозном состоянии.

Естественно, все зависит от компании, и далеко не все так грустно. Со временем находятся друзья на одной волне, и веселые праздники перестают быть редкостью. Но общее впечатление у меня сложилось именно такое.

7. Doliprane

Не считая сыра, это, наверное, любимая пища французов.
Doliprane - самая распространенная обезболивающая таблетка. Ее пьют всегда и везде при малейшем симптоме не важно чего. Болит голова, рука, нога, спина, накрыло похмелье, начинается простуда, барахлит кишечник, глаз воспалился, горло першит - прими Doliprane и все как рукой снимет. Такова местная философия.

Причем этот долипран прописывают даже сами врачи, как единое волшебное средство от всего. Они особо не разбираются, почему у тебя болит то или это. Главное - снять боль. А если не поможет - тогда уже пошлют к специалисту на дополнительные анализы. Когда я им объясняю, что меня волнует вовсе не боль, а ее причина, они меня не понимают.

Вообще, надо сказать, французы - изнеженный народ в этом плане. К уколам они не привыкли, терпеть ничего не умеют и не видят в этом смысла. Зачем терпеть, если можно накачать свой организм таблетками? Семь бед, один ответ - Doliprane. Точнее, два. Второй - общий наркоз. Здесь это дело очень любят. Зубы мудрости, аденоиды, гланды, аппендицит - все это удаляется исключительно под общим наркозом.
Недавно у меня были проблемы с желудком, пришлось идти "глотать кишку". Меня прямиком отправили к анестезиологу оформлять досье на общий наркоз. Я категорически отказалась. Меня пытались переубедить, я настояла. В итоге все прошло великолепно без всякой анестезии. Ощущение, конечно, не из приятных, но длится оно максимум 5 минут и общего наркоза ну никак не стоит. Когда я вышла, моей смелости аплодировал весь секретариат. Да... видно, что выросли они не в наших детских поликлиниках...

8. Великий и могучий

Как ни странно, французы не умеют писать по-французски. Поначалу я все время думала, что я что-то неправильно поняла, что не может быть такого, что они делают ошибки, а не я. Но по мере того, как я совершенствовала язык, я приняла эту данность: французы действительно очень плохо знают орфографию и грамматику собственного языка. Ошибки встречаются сплошь и рядом: в газетах, в журналах, на телевидении, на афишах и рекламах, в официальных письмах и документах, не говоря о мейлах и неформальной переписке.

Хотя я и привыкла, меня до сих пор передергивает, когда в газете я вижу фразы типа je travailles (я работаешь), vous m'avez donner la réponse (вы мне были дать ответ), activité professionnelles (профессиональные деятельность)...

9. Вежливость

Французов принято считать одним из самых вежливых народов в мире. Действительно, когда приезжаешь сюда на каникулы, впечатление создается самое положительное: тебе везде улыбаются и изо всех щелей сыпятся бонжуры, мерси и оревуары. Нас, привыкших к суровой тете-продавщице, для которой бросить свой телефонный разговор ради вошедшего клиента является высшим проявлением вежливости, все это, конечно, приятно удивляет. 

Прожив здесь несколько лет, я пришла к выводу, что весь этот этикет - ничто иное, как хороший, годами отточенный коммерческий сервис. Они просто так воспитаны, к хорошему работнику прилагается улыбка, вежливость и красивая манера говорить. Я вовсе не утверждаю, что это плохо. Наоборот, это очень умно и правильно. Гораздо приятнее зайти в магазин, где тебя тепло встретят, чем в тот, где на тебя лает злая тетя Зина из-за прилавка.

Я просто хочу сказать, что за этой вежливостью вовсе необязательно кроется что-то искреннее. Простите, если я кого-то разочарую. Французы такие же люди, здесь есть такое же невоспитанное население, и далеко не все покрыто шоколадным merci. Да, они все друг с другом здороваются, очень часто говорят спасибо и пожалуйста, этого у них не отнимешь. Но наряду с этим, в статьях и книжках про французов почему-то никто не пишет, как можно вляпаться в историю просто посмотрев кому-то в глаза в трамвае. Я не раз видела драки на улице или в транспорте просто потому что кто-то на кого-то не так посмотрел. Мой муж угодил в больницу с разбитым глазом потому что у него попросили сигарету, а он не курит: товарищам ответ не понравился, решили наказать. Французы точно так же орут друг на друга за рулем, абсолютно никому не уступая дорогу, ругаются в очереди в булочной и оскорбляют последними словами контролера, выписывающего им штраф за безбилетный проезд. Не забывайте, что для француза главное - его Я и его личное пространство. Если последние никак не задеты, француз - сама вежливость, но если что-то угрожает его комфорту (даже если он сам в этом виноват) - тут принц может превратиться в дракона...

10. Секуляризм и толерантность

При любом удобном случае французы очень любят пропихивать свою толерантность и национальное достоинство: лаицизм. Секуляризация и лаицизм - отделение церкви от государства, т.е. общество существует отдельно от религии и не подвергается каким-либо религиозным влияниям и проявлениям в любом их виде. Население не принуждается к вероисповеданию, каждый в праве сам выбирать, во что верить или не верить. Также запрещено носить религиозные символы, так как это считается пропагандой.

Результат: подавляющая часть населения атеисты, остальные - мусульмане. Между ними маленькое сообщество католиков. 

Я слышала, что в школах нельзя носить крестик (не знаю, насколько это правда), но при этом никого не смущают девочки-подростки в хиджабах. Это тоже запрещено законом, но по факту каждый делает, что хочет. Запретить что-либо в ультратолерантном государстве - дело непростое. Любое притеснение личной свободы может быть расценено, как проявление консерватизма и неуважение демократических принципов. Французы заперли сами себя в замкнутый круг: в свободной стране можно все, но в то же время многое дозволенное противоречит национальным, исторически сложенным принципам. Вот и получается великолепная сложившаяся за последние годы ситуация.

На прошлой неделе я была в префектуре. Меня пригласили на индивидуальное собеседование по поводу моего гражданства. На этом собеседовании они должны оценить, насколько кандидат интегрирован в обществе: знает ли он язык и знаком ли с национальными ценностями и французской историей. В зависимости от результата они решают, дать гражданство или нет. В моем приглашении было написано: "Если вы не говорите по-французски, можете прийти с официальным переводчиком.". Причем, "говорите по-французски" было написано с ошибкой... Si vous ne parler pas français (вместо parlez!!!). Ирония или?...

Интересно, как можно интегрироваться во французское общество, не говоря на языке? По своему обыкновению я подошла к делу серьезно: повторила слова Марсельезы и биографию Виктора Гюго. Сижу, жду своей очереди. Открывается дверь: выходит предыдущий кандидат. Женщина в хиджабе, с переводчиком. Вот вам и интеграция и национальные ценности. Я не консерватор и с большим уважением отношусь к меньшинствам, но я считаю, что всему есть предел и что любое государство имеет право и даже обязанность "навязывать" свои принципы тем, кто желает стать его гражданином. Это нормально, это необходимо для национального единства.

Товарищ в префектуре был искренне удивлен тому, что я хорошо говорю по-французски, а я была искренне удивлена его удивлению. В итоге наше собеседование ограничилось расспросами о том, где я выучила язык, а не о том, что написал Гюго и почему Людовику XVI отрубили голову.

Хотя мне дали положительный ответ по поводу моего гражданства, я вышла оттуда с каким-то необъяснимым грустным чувством...

* * *

Вот такие разнообразные впечатления и парадоксы вспомнились мне сегодня. Наверняка, скоро у меня наберется еще один список и я напишу вторую часть.

Но пока на этом все :)

Все записи о Франции здесь

19 комментариев:

  1. Ответы
    1. Вот и я о том же. А на приглашении было написано Si vous ne parleR!

      Удалить
  2. По-моему только у русских остался какой-то невидимый пиетет перед французами, во всем мире их давно считают за нервное, невоспитанное быдло.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Возможно, так и есть...

      Удалить
    2. Все кто считает французов нервным невоспитанным быдлом, наверно просто еще не бывали в росии. Меня после жизни в россии через месяц начало подташнивать от всей этой французской милоты. Прям не хватало привычного хамства...

      Удалить
  3. Соглашусь!!! "Doliprane" смеюсь до слез...! А когда врач при тебе открывает добрый Гугл и забивает симптомы которые я только что озвучила!в поисках инфо ....тоже сильно! эх, тема медицины во Фр печальна. Но для нас, русских и русскоязычных. А франц счастливы!- но стресс и долипран!

    ОтветитьУдалить
  4. Яна, соглашусь с каждой буквой )) Как Вы всё ясно и чётко обозначили; а главное- точно. Про крестик в государственных школах-правда

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо, девочки! А я вот думаю: может они и правы со своим долипраном? У нас чуть что - уколы и капельницы, тоже как-то жестко. Наверное, завербовали меня французы... )))

    ОтветитьУдалить
  6. Яна, спасибо за статью, мне очень понравилось. Тоже живу во Франции и согласна с Вами полностью. А ещё, мне очень нравится Ваш стиль письма. Удачи Вашему блогу!
    Eсли будет минутка, забегайте и ко мне в гости: www.inkandtruffle.com
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо большое! Подписалась на Ваш блог, читаю сейчас с огромным удовольствием. Мне тоже очень нравится Ваш стиль, все очень художественно, необычно и творчески :) А Ваши работы - просто сказка! Будем на связи!

      Удалить
  7. Яна, спасибо, мне очень приятно! Я кстати, на Ваш тоже хотела подписаться, но не поняла как...У Вас есть такая кнопочка?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да, есть :) На главной странице, справа под колонкой "Обо мне". Пытаюсь найти решение, чтобы ее передвинуть, ее никто не находит...

      Удалить
  8. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я и "Обо мне" никак не могла найти:)), но всё-таки нашла и подписалась!

      Удалить
  9. Подскажите как называется на французском эта процедура глотания кишки , спасибо заранее

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Зарина, процедура называется gastroscopie или fibroscopie gastrique. И это не так страшно, как кажется :) Удачи!

      Удалить
  10. La bise :-))))) Совсем недавно с французским коллегой обсуждали... Вы видели это видео??? Очень смешно :) https://www.youtube.com/watch?v=T-VWbV6TJxU

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ахахахахах точно!!! Я до слез смеялась!!! Все так и есть )))

      Удалить
  11. Ох уж этот долипран))

    ОтветитьУдалить