понедельник, 22 августа 2016 г.

День 16: Йокмокк - Лулео

Это был предпоследний день нашей заполярной экспедиции. Нам предстояло успеть прокатиться на собачьей упряжке при дневном свете и вернуться в Лулео, где на следующий день нас ждал обратный рейс.

Мы проснулись в 8 утра, позавтракали и отправились гулять на озеро. Пускали мыльные пузыри и смотрели, как они замерзают на глазах - забавно! Потом прошлись по городу, хотели зайти в музей саамской культуры, но он был закрыт. Йокмокк знаменит своим саамским рынком, но к сожалению, он проводится в феврале, и на него мы не попали.


Поездка на собачьей упряжке была запланирована на полдень, но боясь потеряться и не успеть, мы поехали заранее и были на месте на полчаса раньше. Дабы не беспокоить людей, решили проехать дальше и посетить окрестности. Остановились на берегу озера и вышли погулять. Забора нигде не было, но вокруг было несколько построек, и мы вдруг поняли, что нечаянно заехали к кому-то домой. Из двери дома вышла женщина, и мы извинились и сказали, что сейчас уедем. Но она настояла, чтобы мы остались, сказала, что ее мы никак не беспокоим, и что все равно у них много места. Мы поблагодарили ее и отправились гулять по территории. Неожиданно набрели на оленью ферму, смогли подойти очень близко и понаблюдать за ними. Мы никогда не видели оленей так близко, и эта встреча оказалась для нас очень приятным сюрпризом.


К полудню мы поехали в Arctic Husky Adventures, где нас встретила очень гостеприимная семейная пара: Карин и Юха Смоландер. У них большой дом и при нем собачья ферма, где они держат 20 хаски. Карин была занята другими гостями, с которыми она только что приехала из поездки, так что нами занимался Юха. Он сказал, что в наших пуховичках и ботинках мы замерзнем и выдал нам полную экипировку: штаны на синтепоне, специальные куртки поверх наших, хорошо защищающие от ветра, огромные толстые варежки поверх перчаток, шерстяные носки и теплые сапоги на 5 размеров больше за неимением других. В таких костюмах мы чувствовали себя мишленовскими человечками и едва могли двигаться. Пошли вместе выпускать собак.

Обычно я люблю собак только на расстоянии и всегда побаиваюсь их, но к этим у меня почему-то было совсем другое расположение. Они игриво прыгали на нас, но к моему собственному удивлению, меня это не пугало, а наоборот радовало. Наверное, потому что в своей спецодежде я чувствовала себя как в доспехах и даже укус мне был не страшен.

Многие любители животных думают, что собаки страдают в упряжках и смотрят на такие северные развлечения с упреком. Я и сама так думала на самом деле. Но когда я увидела, с какой любовью с ними обращаются и в каких хороших условиях их содержат, я совершенно изменила свой взгляд. Юха объяснил нам, что хаски очень любят бегать на воздухе, и упряжка для них не пытка, а удовольствие. Я и сама это увидела: когда он открывал их вольеры, они с огромной радостью бежали и сами становились в строй, ожидая, пока их пристегнут. У каждой собаки свое место в строю и она его четко знает. Всего в упряжке их 10, 5 рядов по 2. Как и в любой команде есть капитан, в этом случае это была великолепная белая собака с глазами разного цвета.

Когда все собаки были пристегнуты, мы уселись в сани, Юха стал на место "водителя", дал команду, и мы рванули в путь по ледяным просторам. У меня в голове зазвучала советская песня На-На "Увезу тебя я в тундру"...

Что было дальше просто невозможно описать словами. Наверное, я никогда не была в такой гармонии и таком единении с миром, как в тот момент. Безграничные бело-голубые просторы, где небо сливается с землей кажутся другим измерением, где все легко, где нет никаких повседневных проблем, а только природа, природа, природа...


Юха с такой любовью рассказывал нам о своей жизни, о своих собаках, о своей Лапладнии. Выяснилось, что он фин, а его жена норвежка, но они обосновались в Швеции, потому что буквально влюбились в этот полярный край. Зимой они катают туристов на собаках, а летом работают на стройке и тренируют собак к зимнему сезону. Он объяснил, что не хочет делать из собачьей езды настоящий бизнес: они держат хаски в свое удовольствие и делятся им с теми, кто желает. И это действительно чувствовалось на протяжении всей поездки.

После получаса езды мы остановились возле небольшой хижины, развели костер, сварили кофе в чугунке и разогрели домашние плюшки с корицей, испеченные Карин раннее этим утром. Юха рассказал нам, что летом они ездят на рыбалку, спят в палатках и все свободное время проводят на природе. А зимой даже когда у них нет туристов, они вдвоем выезжают на упряжке на озеро, потому что им этого не хватает. Они уже 26 лет женаты, живут и радуются простым вещам... Их жизнь показалась мне настолько завораживающей, простой и здоровой. В тот момент мир, в котором есть телевизоры, компьютеры, отчеты и кредиты казался мне таким далеким, что я даже усомнилась в его существовании. Мне хотелось остаться здесь и жить в полном единении с природой...

К 2 часам мы вернулись домой, поиграли с собаками, еще немного пообщались с хозяевами, которые за какие-то два часа стали для нас можно сказать родными. На прощание мы все обнялись, Юха сказал, что благодаря мне изменил свое отношение к русским, что меня очень порадовало, и пригласил нас вернуться летом.



Весь оставшийся день я провела где-то в облаках под впечатлением от поездки по озеру. Мы выдвинулись в Лулео после 3 и приехали к вечеру. На этот раз мы забронировали настоящий отель Clarion Hotel Sense, в первый раз за всю поездку. Не зря не пожалели 110 евро, так как он оказался очень даже неплохим.

Вечером прогулялись по вечернему уже знакомому городу, зашли в магазин, купили последние гостинцы и пару салатиков на ужин. Вернулись в отель, собрали чемоданы и отправились спать, безумно довольные нашим последним днем в Лапландии.

День 17  

Все фотографии здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий