четверг, 9 ноября 2017 г.

Поднимаем французскую демографию или как не умереть от счастья

Это лето стало для нас самым счастливым в жизни. Жаркий август подарил нам бесценный подарок, о котором мы так давно мечтали. Этот подарок весом в 3.075 кг появился на свет 26 числа в 11.30 утра. Мы назвали его Милана. Наша дочь стала для нас центром вселенной и наполнила наш дом солнцем и запахами детской неожиданности.

Я могу часами изливаться о радостях материнства, о том, как у меня замирает сердце, когда я смотрю, как моя дочь нежно дышит во сне, о том, как я теряю голову от ее беззубой улыбки, о том, как иногда у меня градом катятся слезы счастья, когда она доверчиво засыпает у меня на плече... Но не об этом речь. Розовые сопли оставлю на потом. Сейчас хочу рассказать о насущных аспектах беременности, родов и декретного отпуска во Франции. Может, кому-то пригодится информация или просто интересно будет сравнить.

Не знаю, как все это дело проходит в других странах - это мой первый опыт -, но быть беременной во Франции мне очень понравилось. Организация, надо признаться, на высшем уровне. Вся информация о том, что надо делать, куда становиться на учет и какие анализы сдавать очень доступна и понятна. Я наблюдалась у замечательного гинеколога, которому бесконечно благодарна. Первым делом он послал меня на анализ на ХГЧ и сделал УЗИ. Когда беременность подтвердилась, он поставил срок и определил предполагаемую дату родов. Эту дату потом спрашивают во всех инстанциях и на ее основе вычисляют декретный отпуск. Затем он меня отправил на анализ токсоплазмоза. Здесь это первое дело. Если есть к нему иммунитет - замечательно. Если нет, то на протяжении всей беременности надо каждый месяц заново сдавать кровь и очень внимательно следить за своим питанием: быть аккуратной с сырыми продуктами, хорошо прожаривать мясо и рыбу, мыть фрукты и овощи с уксусом... Одним словом, никаких суши и тартаров. Как выяснилось, я отношусь к тем двум третям женского населения, у которых иммунитета к этой штуке нет. Так что приходилось себя во многом ограничивать. Зато был большой плюс: я больше не убирала кошачий туалет, так как во избежание токсоплазмоза с кошками тоже надо быть осторожнее.

Затем примерно на втором месяце врач выдает бумагу, которую надо отправить в социальную страховку (Sécurité sociale). Это надо обязательно сделать в течении первых 3 месяцев беременности. На основании этой бумаги вам присылают календарь, в котором подробно расписаны все необходимые УЗИ и анализы, а также декретный отпуск, но о нем чуть позже. После 6 месяца все походы к врачу и связанные с беременностью действия и препараты покрываются государством на 100%. До 6 месяца покрываются как обычно, на 50-90%, остальное доплачивает частная страховка, если таковая имеется. Рекомендую взять хорошую страховку (mutuelle). Я платила за свою 70 евро в месяц за двоих, но зато за всю беременность не потратила практически ни копейки, к тому же после родов мне выплатили премию в размере 500 евро. Но имейте ввиду, что ее надо попросить, если не напишешь им письмо, ничего не дадут. Теперь страховка покрывает и мою дочь и обходится нам в 100 евро в месяц на всю семью.

Во Франции 3 обязательных УЗИ - одно в каждый триместр. На них делают полный скрининг, смотрят развитие малыша, меряют органы, косточки, слушают сердечко. Помимо них каждый месяц нужно посещать своего врача и если у него есть аппарат, он также сделает дополнительное УЗИ дабы успокоить беспокойных будущих мамочек вроде меня. Пару раз за всю беременность у меня брали кровь на развернутый анализ, прописали железо и витаминки. В принципе это и все. Лишними анализами никто не мучает, в больницу не кладет. Меры принимаются только если действительно есть патологии, а для профилактики на сохранение никого не кладут, такого понятия как тонус матки вообще не существует. До трех месяцев беременность не сохраняют: если она прерывается считают, что это естественный отбор. А вообще к беременным относятся очень внимательно и нежно, все объясняют, успокаивают, лекарствами не пичкают и лишнего в голову просят не брать. Врачи постоянно напоминают: беременность - не болезнь, а волшебное состояние, которое надо принять с радостью и наслаждаться им. Я натура очень беспокойная, постоянно ковырялась в интернете, придумывала себе всякие заморочки, находила у себя самые страшные симптомы всего, чего только можно, бегала к врачу чаще, чем надо... Но ближе к середине срока заставила себя успокоиться, просто довериться своему доктору и выполнять все, что он говорит. С тех пор я действительно начала наслаждаться своим состоянием и понимать, насколько мне повезло, ведь это такое счастье и такая честь - носить в себе жизнь...

Начиная с пятого месяца я посещала курсы подготовки к родам у акушерки. 7 курсов оплачиваются государством, на некоторые из них мы ходили вместе с мужем, на некоторые я сама, в зависимости от темы. Было очень даже интересно. После восьмого месяца та же самая акушерка делает мониторинг сердечка ребенка раз или два в неделю, смотря как назначит врач. После рождения она приходит домой 3 или 4 раза взвешивать малыша и осматривать маму, а через месяц после родов к ней нужно ходить 2 раза в неделю на упражнения по укреплению растянутых мышц таза (как правило 10 сеансов в целом). Все это оплачивает государственная страховка.

Что касается самих родов, то я тоже осталась всем очень довольна. Мне повезло, так как у нас в городе буквально год назад открыли новую клинику, в которой все оборудование отвечает последним технологиям. Персонал оказался очень хорошим и компетентным: врачи, акушерки и медсестры постоянно приходят, наблюдают, заботятся, отвечают на вопросы. Родильный зал большой и уютный, даже есть порт, чтобы подключить свой телефон или айпод и слушать любимую музыку во время родов. Я естественно рожала под Бон Джови... Очень хорошо мотивирует! Муж само собой присутствует, я даже не представляю, как бы я смогла без него. Это огромная поддержка и это более чем нормально, что папа не хочет пропустить рождение собственного чада. Я абсолютно не понимаю, почему в России до сих пор никого не пускают в роддом, да и женщины сами не хотят, чтобы муж видел их в родовых муках. Ведь это же его ребенок в такой же степени как и ее, почему же он не должен быть вместе с ней в этот чудесный момент? Мало того, что он физически не страдает, так пусть хоть побудет рядом, подержит за ручку и поможет морально как может... К тому же он перерезает пуповину, если хочет конечно.
Подавляющее большинство француженок рожают с эпидуральной анестезией - не видят смысла мучиться. На протяжении всей беременности я яро выступала против нее и настраивала себя на натуральные роды. Но когда настал заветный момент и я с выпученными глазами в буквальном смысле ползала на четвереньках от боли, я сама взмолилась и попросила чтобы мне ее поставили как можно скорее...

Пробыли мы в роддоме четыре дня, на пятый нас выписали. Посещение совершенно свободное, кто хочет приходит навестить. Буквально через несколько часов после родов к нам прискакала свекровь знакомиться с внучкой, а на следующий день начали приходить друзья. Выписка проходит очень спокойно и скромно, без фанфар и розовых конвертов с ленточками, как это принято в России. Мы просто посадили наше чадо в автомобильное кресло и отправились втроем домой. Наш папочка все четыре дня провел с нами, отлучался лишь несколько раз домой чтобы покормить кошку и тут же мчался назад к нам. Поэтому я от него естественно и не ждала никаких шаров и шампанского: он также как и я устал и практически не спал четверо суток. Индивидуальная палата, где мы комфортно помещались втроем, питание 3 раза в день (причем вкусное!), предоставляемый материал, консультации специалистов - все эти удовольствия стоили нам примерно 2800 евро: 2300 оплачивает государство, а остальные 500 наша страховка. Из своего кармана мы не потратили ни копейки.

Всю подробную информацию о том, что где декларировать и куда посылать можно найти на сайте социальной страховки. Не забудьте еще отправить письмо в CAF, чтобы попросить субсидии. Не факт, что вам чем-либо помогут (нам не дали ровным счетом ничего), но многим дают, попробовать стоит. После рождения ребенка их надо обязательно об этом оповестить, отправив свидетельство о рождении. Также не стоит затягивать с записью в садик при мэрии вашего города. Мы встали на очередь еще на четвертом месяце беременности. Сегодня моей дочери 2 месяца и нам до сих пор говорят, что рассчитывать на свободное место не стоит... Все зависит от города, в котором вы живете. Как выяснилось, в Монпелье садиков очень мало. Скорее всего придется искать нянечку.

Теперь о декрете. Это для меня наболевший вопрос. Ввиду социальных и идеологических особенностей, нам, русским, как правило тяжело понять декретную систему в других странах. И хотя я всегда считала, что сидеть 3 года с ребенком, как это делают в России - это слишком долго, здесь я столкнулась с другой крайностью: по-моему отдавать ребенка в садик в 2,5 месяца - это слишком рано! Официальный декретный отпуск во Франции 4 месяца: 6 недель до родов и 10 после. Он оплачивается на 90% и вычисляется на базе зарплаты трех последних месяцев работы. Так что если у вас есть возможность получить премии или отпускные именно в этот момент, то обязательно это сделайте. Если вы хорошо себя чувствуете, то можете отсрочить выход в декрет до 3 недель до родов, таким образом у вас будет 13 оплачиваемых недель после родов. Для этого необходимо заранее договориться с работодателем и отправить письмо в социальную страховку. Или же наоборот, если вы устали, то можно попросить у своего врача максимум 2 недели дополнительного отпуска (congé pathologique) и выйти в декрет за 8 недель до родов. Эти 2 недели входят в декрет и также оплачиваются на 90% с первого дня, в отличие от простого больничного, на котором как правило платят 50% начиная с третьего дня (в зависимости от работодателя). Поэтому я решила, что грех ими не воспользоваться и ушла пораньше. Был самый разгар лета, жара стояла невыносимая, да и работа у меня очень стрессовая, так что о своем решении я нисколько не пожалела и вдоволь насладилась заслуженным отдыхом перед тем, как с головой броситься в океан прелестей материнства. Что касается папы, ему полагаются 11 дней оплачиваемого отдыха после рождения ребенка.

Если же у вас нет желания выходить на работу через 2,5 месяца после родов, можно попросить дополнительный отпуск максимум еще на 6 месяцев (congé parental или PreParE). Этот отпуск можно брать в любой момент до 3 лет ребенка (не обязательно сразу после декрета), но он дается на определенных условиях (нужно иметь как минимум 2 года стажа) и оплачивается совсем по-другому. CAF гарантирует минимальную субсидию в размере 392 евро в месяц и в зависимости от вашей заплаты может добавить еще копеечку. Отец ребенка также может взять 6 месяцев отпуска на тех же условиях. Всю подробную информацию о продлении декрета и субсидиях можно найти здесь. Но в любом случае после 8 месяцев ребенка нужно выходить на работу, если конечно вы не договоритесь с работодателем об отпуске без содержания и сможете не умереть от голода в это время.

Все вышеописанные подробности касаются первого ребенка. Со вторым практически также, но дополнительный отпуск можно просить на 2 года. Опять же, надо умудриться эти 2 года прожить на 392 евро в месяц... А вот третий и последующие дети уже дают право на более человечные сроки и льготы.

Французы очень гордятся своей системой страхования и особенно всем, что касается материнства и декрета. Да, я согласна, что система страхования здесь действительно очень хорошая и надежная, но вот насчет декрета осмелюсь поспорить. Смотря с чем сравнивать, конечно. Здесь принято ровняться на Америку, и учитывая, что в США декретного отпуска как такового практически не существует, то конечно, во Франции все замечательно. Но когда я им говорю, что в России декрет 3 года, полтора из которых оплачиваются, они на меня смотрят неприлично круглыми глазами. Да, я согласна с тем, что выпадать из профессиональной сферы на 3 года весьма губительно для любой карьеры, тем более, что за первым ребенком часто следует второй, а может и третий и пауза эта может затянуться на добрый десяток лет. Но и отрывать малыша от мамы в таком крошечном возрасте как здесь - это слишком жестоко, и сейчас я понимаю это гораздо лучше, так как теперь не просто рассуждаю, а ощущаю все на себе. Не стоит забывать и о таком факторе, как грудное вскармливание. В то время как в России оно разумеется само собой, у меня такое впечатление, что во Франции оно все больше и больше уходит в лету как пережиток прошлого. В силу своего незыблемого феминизма и желания подчеркнуть свободу выбора, многие француженки сознательно отказываются кормить своих детей. Меня наверное никогда не перестанет возмущать это глупое и необоснованное желание любой ценой противоречить тому, что заложено в нас природой. Но не об этом речь, не буду отдаляться от главной темы, так как о французском феминизме можно говорить очень долго и лучше сделать это в отдельной статье. Тем не менее, французский закон предусматривает час в день (2 раза по 30 минут) для кормящих работающих мам, когда они могут отлучиться и покормить ребенка. Но мне очень интересно, как это можно осуществить, когда трехмесячный грудничок практически круглыми сутками, извините за выражение, висит на сиське? Он что, будет кушать 2 раза в день? И даже если так, мне кто-то будет приносить его на работу? Или я буду успевать за 30 минут сходить к нянечке, покормить его и вернуться обратно? Да, я могу сцеживать молоко 2 раза в день, но что в это время будет есть мой ребенок? То, что я сцедила вчера? Этого все равно не хватит, тогда лучше сразу переходить на смеси... Такая сложная система в принципе оправдывает решение многих сразу давать бутылочку... То есть получается, система сама заставляет нас отдаляться от природы. Я понимаю, что оплачивать долгий декретный отпуск - это далеко не просто для государства. Но учитывая, сколько людей сидит на его шее благодаря субсидиям в то время, как честные граждане вроде нас платят неприличные суммы в виде налогов и даже не имеют право на дополнительные премии по рождению, становится обидно.

Я попыталась найти информацию о декрете в разных странах мира и понять, где же все-таки лучше всего рожать детей? Не знаю, насколько достоверна найденная мною информация, но судя по всему лучше всего приходится жителям восточной и северной Европы. Если интересно, можете почитать эту или эту статью.

Подводя итоги, остается лишь сказать, что на самом деле, несмотря на короткий декрет, во Франции рожать детей замечательно. Несомненно решимся на второго. Хотя может попробовать к тому времени переехать в Швецию?...

 
Другие статьи о Франции

7 комментариев:

  1. В Канаду больше не хочешь? Или там нет декретного отпуска? 😃

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я везде хочу!:) Надо будет подробнее изучить, как в Канаде обстоит дело с декретом ))

      Удалить
    2. Один год у нас с сохранением и половиной з/п где-то.

      Удалить
    3. Но это не главное — главное что поздравляю с маленьким чудом!

      Удалить
    4. Антон, спасибо большое!!

      Удалить
  2. Яна, спасибо за познавательную статью! Можно ли оставить на неё ссылку в моём блоге? https://decouvertesfrancaises.wordpress.com/2017/12/19/%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%82-%D0%B2%D0%BE-%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8/
    Заранее спасибо)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Elvi, простите, только сейчас увидела ваш комментарий! Конечно можно! С удовольствием ))

      Удалить