суббота, 16 июля 2016 г.

День взятия Бастилии

Хотела написать статью о 14 июля - национальном французском празднике и о том, как его отмечают. Но в свете последних событий в Ницце, мои мысли направились в несколько другое русло...

14 июля - день взятия Бастилии. В этот день в 1789 году и началась та самая знаменитая французская революция, которой современная республика обязана своим существованием.

Этот праздник, я думаю, любят все французы без исключения: по всей стране выходной, лето, погода хорошая, да еще к тому же вечером фейерверки.


Они бывают абсолютно в каждом городе и даже в самых заброшенных деревнях. Конечно, чем больше город, тем световые эффекты внушительнее, но тем не менее ни один населенный пункт не остается забыт в этот день.

Я очень люблю такого рода мероприятия и всегда, как ребенок, с удовольствием бегу на них. На самом деле, никаких особых обычаев и традиций с этим днем не связано. Обычно к вечеру все выбираются на улицу, идут в бар или ресторан, выбирают местечко поудобнее, откуда будет хорошо видно салют, смотрят на него, приговаривая при этом: "Смотрите, это наши налоги улетают в воздух!" и расходятся по домам. Но атмосфера все равно веселая и весьма приятная.

Мне пока, к сожалению, не доводилось праздновать 14 июля в Париже. Я думаю, что зрелище очень впечатляет! Но я видела фейерверки в Бордо и Монпелье, и воспоминания у меня остались самые светлые.

И вот теперь этот праздничный день идет рука об руку с днем траура... Вряд ли, конечно, последние события навсегда омрачат историю. Я уверена, что в следующем году все точно также пойдут смотреть на салюты и пить вино, наслаждаясь выходным днем. Но сейчас страна повержена в густой серый туман грусти, недоумения и возмущения. 

Страшно ли французам? Я думаю, нет. Они еще совсем не поняли, что происходит с их страной и почему. Мне кажется, они до последнего будут отказываться смотреть правде в глаза, пока на их независимые головы не посыпятся бомбы (все-таки надеюсь, до этого не дойдет). Характер у них такой. Да и не в укор будет сказано, они не могут по-другому реагировать. Они привыкли жить в цивилизованной старушке-Европе, защищенной от всех ветров толстыми стенами демократических уставов.

Я выросла в 200 километрах от Владикавказа в самом разгаре чеченской войны. Мне не нужны французы для того, чтобы понять, что такое теракт и как это страшно. Просто я никогда не думала, что Европа окажется в такой ситуации. Я помню, как надо мной смеялись мои однокурсники, когда я хотела звонить в полицию по поводу каждого оставленного без присмотра пакета. Потом постепенно расслабилась, стала жить как они, абсолютно уверенная, что здесь мне ничего не грозит...

И вот теперь мы плачем по погибшим, уже не в первый раз за последний год.
Когда случились события в Шарли Эбдо, если честно, я не была удивлена. Любая провокация рано или поздно заканчивается плачевно. Свобода слова - это одно, а цинизм, жестокость и полное отсутствие уважения - совсем другое. Тогда как французы как оголтелые цепляли на себя значки с надписью Je suis Charlie, дабы выразить свою солидарность жертвам, оставшиеся в живых иллюстраторы продолжали создавать карикатуры на самые не смешные темы. Наверное из принципа: мол, посмотрите, вы нас не сломите, мы продолжаем. Надо же ни в коем случае не забыть свои права! У нас есть право свободно выражаться - надо его быстренько применить! Не важно, если к этому праву не прилагается ни голова, ни сердце...

А вот когда произошли кровопролития в Париже и в Ницце стало очень горько...
Русские идут толпами к французскому посольству, оставляют цветы...
А как соболезнования выражают здесь? Никак. Может быть у них такая защитная реакция - не знаю. Но эта тема особо не обсуждается. Не говоря о трагедиях в других странах - это абсолютно никого не касается.
Когда упал наш самолет, летевший из Египта в Санкт-Петербург, мне даже выпала честь слышать такой комментарий: "Говорят, вы, русские, там опять самолеты сбиваете?" ...

Я не хочу судить французов и не берусь объяснять, что и почему. Я намеренно избегаю любую политическую плоскость в своем блоге, освещая только сторону нравственную.
Мне просто больно смотреть, как нация гниет изнутри. Этнические меньшинства вытесняют потомков Наполеона, а вместе с ними и былые ценности. Народ бродит в потемках индивидуализма и своенравия, делая вид, что так и должно быть, что никто никому ничем не обязан.
А ведь у этой страны такая богатая история! Сколько здесь жило великих умов, сколько искусства, литературы, сколько поводов гордиться своей страной... Ведь есть общий фундамент, а стены разваливаются... 

Когда я думаю о французском обществе, мне часто вспоминается басня Крылова Лебедь, рак и щука. Она идеально описывает то, что происходит здесь сейчас.

Как ни цинично это звучит, я надеюсь, что нынешние жестокие события помогут французам обрести потерянную солидарность, вернуть их уникальной стране прежний здоровый дух и сдвинуть воз с места...

4 комментария:

  1. Яна, ты неправа. Любая карикатура - эта критика. Это попытка высмеять то, что автор считает негативным, скверным, но не может изменить в реальной жизни. Шарли Эбдо высмеивал не пророка Мухаммада, пророк - лишь символ ислама. Осмеянию подвергнуты положения ислама, пропитанные средневековым мракобесием и потому противные современному европейцу. Назвать это провокацией - значит принять точку зрения исламистов: вы там у себя можете высмеивать друг друга, а нас только попробуйте тронуть - мы вам покажем...

    В остальном я с тобой согласен. Эти события - всего лишь приветствие, welcome to the club. Волна "мигрантов" - не что иное, как десант. Какие там беженцы?! Посмотри на фото этих молодых, крепких парней с мобильниками - это "воины Аллаха" в чистом виде. Так что Францию и Европу в целом ждут "интересные времена"...

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Яна, мне кажется, Антон Носик об этом написал гораздо лучше меня. Прочти вот тут. http://dolboeb.livejournal.com/3007914.html#rssowlmlink

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, хорошо написано: прямо, без лишней шелухи. Люблю, когда так.

      Удалить