воскресенье, 24 июля 2016 г.

День 10: О - Стамсунн (Лофотенские острова)

Открыв глаза утром, мы поняли: с погодой нам сегодня не повезло. Было пасмурно и завывал ветер. Расстраиваться не стали - где наша не пропадала - позавтракали и отправились в путь.

Сегодня нам предстояло проехать по южной части Лофотенов и ночевать в городке Стамсунн в 80 километрах от О.
На посещение самого О у нас ушло не более получаса. Милый, но крошечный поселок. Поэтому мы поехали в деревушку Рейне, которую считают одной из самых живописных на островах.

Она действительно оказалась очень красивой: рыбацкие хижины отражаются в воде, а вокруг горы... Идиллия непередаваемая. Особенность северного побережья Норвегии - красные домики под названием рорбу, традиционное жилище рыбаков. Многие из них превращены в гостиницы для любителей экзотики (по всей видимости, на туристах можно заработать лучше, чем на рыбе). К сожалению, остановиться в таком домике было нам не по карману, да и в любом случае зимой их особо никто и не предлагает. Таких отважных дураков, как мы, судя по всему, можно по пальцам сосчитать.

Прогулявшись по Рейне, поехали дальше. Перемещались, опять же, короткими перебежками: из машины - в машину, так как ледяной ветер пробирал до костей. Мы бы с удовольствием засели в каком-нибудь теплом кафе с видом на бухту, но закрыто было ровным счетом все!! Мало того, что зима, так еще и воскресенье - сочетание не для слабонервных. Если хотите побывать на необитаемом острове: отправляйтесь в январе на выходные на Лофотены - почувствуете себя Робинзоном Крузо, гарантирую!

Пейзажи здесь действительно необыкновенные, я никогда не видела ничего подобного. Конечно, летом тут должно быть сказочно. Но! Из рассказов друзей я слышала, что с каждым годом все больше и больше туристов со всего света атакуют этот райский уголок. А мы были одни в целом мире... Да, мы мерзли и видели дневной свет всего по нескольку часов в сутки, но ни на секунду не пожалели, что выбрали именно это время года для своей поездки. Я никогда до этого не чувствовала себя так близко к природе, было такое ощущение, что мы прикоснулись к чему-то тайному, неизведанному, необъяснимому...

По дороге нам везде встречались деревянные конструкции странной формы. Сначала мы не могли понять, что это, а потом увидели наглядный пример: на них развешивают и сушат рыбу. В основном, треску. Обычно, ее сушка начинается ранней весной, но нам посчастливилось увидеть этот процесс уже в январе. Рыбу чистят, отрезают ей голову и оставляют 2-3 месяца на ветру. Самый что ни на есть натуральный способ консервации. В таком виде ее потом можно хранить очень долго. Мороз не позволяет распространяться запахам, но весной там, наверное, жесть... Нам очень хотелось не только увидеть, но и попробовать рыбку на вкус, но в таком законопослушном государстве как-то рука не поднялась. Поехали дальше.

За весь путь мы не встретили ни души. Ближе к полудню ветер утих и пошел легкий снежок. Бегать под снегом по замерзшему твердому песку на пляже с лазурной водой нам довелось впервые. Эмоций было море: пляжи на Лофотенах необыкновенные, загадочные.

Все это время мы отчаянно искали кафе или хотя бы магазин, чтобы пообедать. Наши усилия не принесли плодов: замки висели на всех дверях и без того редких заведений. Пришлось довольствоваться остатками вчерашнего провианта.
Остановились в крошечной деревушке, проглотили скудные бутерброды из перемерзшего хлеба с маслом и сыром, тихо ненавидя себя за проявление гуманности к бесплатной треске, и поехали дальше, в надежде, что с ужином нам повезет больше. Зато поели с видом на голубое море!

От пляжа дорога повела в нас горы. Перемещаться по островам довольно просто, так как главная дорога всего одна, пересекающая их с севера на юг. Есть небольшие ответвления, ведущие к поселкам на берегу, но все очень близко и есть указатели, которые быстро выведут на главную трассу.

Начинало темнеть, небо казалось все более и более угрожающим. Мы двигались прямо на гору, но было такое впечатление, что это она надвигается на нас, вот-вот откроет свою пасть и проглотит нас в два счета...

Естественно, никто нас не съел, и часам к 3 мы благополучно прибыли в Стамсунн. Мы забронировали комнату на Airbnb в домике на берегу моря под названием Anglea's White House. Гостеприимный хозяин Кеннет заранее объяснил нам, как добраться, и мы без труда нашли наше пристанище. Нас очень радушно приняли, угостили домашним горячим хлебом с маслом и икрой. Кеннет родом из Стамсунна, а его жена Анжела из Китая. У них большой уютный дом: в одной половине они живут, а другую сдают. В половине для гостей несколько комнат и одна общие ванная, туалет и гостиная. Но так как зимой, естественно, кроме нас не было никого, все было в нашем распоряжении. Ночлег обошелся нам в 59 евро, что очень даже неплохо для такого замечательного места.

Мы оставили вещи, немного поболтали с хозяевами и поехали гулять в соседний городок Лекнес. Погода к вечеру наладилась, ветра уже совсем не было, тихо сыпал мягкий снег. Мы исходили центр вдоль и поперек, слепили снеговика и - о, чудо! - набрели на открытый ресторан. Но приглядевшись поближе, заходить не стали: он оказался пиццерией весьма сомнительного вида.

Так как нам безумно понравилась уютная гостиная нашего дома, мы решили купить еды и поужинать там. Кеннет объяснил нам, что единственные магазины, открытые по воскресеньям - это сеть Joker. Как правило, они несколько дороже обычных и находятся при заправках. Туда мы и отправились. Верные своему принципу питаться только местной едой, купили копченого лосося, черного хлеба, масла и сыра, черничный йогурт и какие-то печеньки с непроизносимым названием. Хотели сдобрить свой норвежский ужин вином, но не тут-то было! Оказывается, продажа алкоголя запрещена по выходным. Стенд с алкогольными напитками просто закрывают черным пластиком типа огромного мусорного пакета и открывают в понедельник. Оказывается, не только погода сурова в северных краях... Пришлось довольствоваться водичкой.

Пришли домой, разожгли камин, согрелись и с огромным удовольствием проглотили долгожданный ужин.

Потрескивавшие в огне бревна, снегопад на окном и лосось в желудке мгновенно убаюкали нас и погрузили в глубокий сон до следующего утра.

День 11