вторник, 26 марта 2019 г.

О путешествии в Сербию: часть 1

Позор мне, позор! Мы побывали в Сербии еще в мае прошлого года, а я до сих пор не посвятила ни одной статьи этой чудесной земле. Пора исправлять ситуацию.

На этот раз я не буду все подробно описывать по дням, иначе я точно никогда не закончу свой рассказ, а просто поделюсь с вами самыми яркими впечатлениями и фотографиями. А их тоже, поверьте мне, немало!

Балканы давно манили меня и я почему-то была твердо уверена в том, что мне там понравится. Я ошибалась. Мне там не просто понравилось: я по-настоящему влюбилась в этот край и оставила там частичку своей души.

В Сербию мы собирались поехать уже много лет, но постоянно возникали какие-то обстоятельства, мешавшие нам это сделать. В городе Нови Сад живут наши близкие друзья, а недавно они стали частью семьи, так как теперь они крестные нашей дочери. Поэтому на этот раз никаких отговорок не оставалось. Семья — дело святое. Решено: на майские праздники едем в гости!

Тщательно взбороздив просторы интернета, мы убедились в том, что найти нормальную комбинацию рейсов из Монпелье в Нови Сад нам не удастся. Либо слишком долгие пересадки в совершенно невероятных городах, либо очень высокая цена, а чаще всего — и то, и другое. Поэтому по своему обыкновению решили ехать на машине. Появление третьего человечка в нашей компании любителей автомобильных путешествий нас нисколько не смутило. Наоборот, мы подумали, что так будет даже проще: сможем взять с собой все необходимое, не заботясь о весе багажа, и останавливаться по мере необходимости. Я не буду подробно описывать особенности путешествий с детьми, у меня на эту тему есть отдельная статья, ее можно читать здесь. Только скажу, что моя позиция со времени ее написания не изменилась, а наоборот окрепла. Нас теперь четверо, но путешествовать мы по-прежнему любим и останавливаться не собираемся.

Итак, ранним майским утром мы выдвинулись в путь. Конкретного плана у нас не было, потому что мы точно не знали, сколько времени у нас может уйти на поездку со всеми остановками. Но мы надеялись доехать за два дня, переночевав на половине пути примерно в Венеции. В итоге так все и получилось. Наш маршрут выглядел так (в общей сложности 1600 км):

К тому времени, когда Милана проснулась, мы уже были на итальянской границе, а к вечеру добрались в Венецию. Нашли отель в городке Маргера, потому что ночевать в самом городе Казановы несказанно дорого. Тем не менее мы были твердо намерены его посетить. Но не учли одного момента: гулять по Венеции с коляской — очень глупая идея. Увидев количество лестниц, мостов и каналов, мы это поняли, но было уже поздно и пришлось коляску везде таскать с собой. К тому же нас застал врасплох проливной дождь и мы потерялись в темноте узких улочек. Так что наше первое посещение Венеции оказалось полным фиаско. Мы решили отложить это мероприятие до обратного пути.

Венеция

На следующий день мы снова выехали рано и остановились на пару часов в Любляне. Город нам безумно понравился: он очень уютный, зеленый и располагающий к себе. И хотя посмотреть мы успели очень мало, впечатление он на нас произвел самое приятное.

По пути нас еще манил Загреб, но мы решили, что посетим его на обратном пути, так как нам уже не терпелось добраться до Нови Сада. К тому же в Хорватии практически всю дорогу лил дождь.

И вот к вечеру мы наконец добрались до заветного края! Когда пересекаешь хорватско-сербскую границу разница чувствуется сразу: дороги вне ЕС гораздо хуже, на знаках появляется кириллица и вообще и все выглядит как-то по-другому. Но лично мне по мере продвижения в глубь страны становилось все теплее и теплее на душе. Пейзажи очень напоминали мне наши родные просторы и я чувствовала себя как дома.

Последняя часть дороги, которая проходит через национальный парк Фрушка Гора особенно живописна. Но о ней позже: этому парку мы посвятили отдельный день нашего отпуска.

Останавливались мы у наших друзей, так что я не особо просвещена в ценах на жилье, но я уверена, что они намного доступнее, чем в западной Европе. В Сербии все значительно дешевле, чем во Франции, поэтому нам не приходилось себе во многом отказывать, как мы это делали в Скандинавии или США. К тому же, наши друзья буквально носили нас на руках и принимали как настоящих королей, везде нас приглашая и организовывая сюрпризы. Они превратили наши каникулы в настоящую сказку. Все-таки славянское гостеприимство вне конкуренции! Я никогда не видела, чтобы во Франции так носились с гостями. Сербская душа проста и широка, а щедрость не имеет границ. Люди в этой стране просто покорили меня!..

Немного о городе Нови Сад. Это второй по величине город Сербии после Белграда. Он расположен на севере страны, на берегу Дуная, в регионе Воеводина. Был основан в XVIII веке, но не раз подвергался значительным разрушениям: сначала во время революции 1848-1849 годов, затем во время Второй Мировой войны и, наконец, в 1999 году, когда на город обрушились многократные авиационные бомбардировки НАТО. Нови Сад был восстановлен, но последствия бомбардировок можно видеть и до сих пор: во-первых, на фасадах, мостах и памятниках, а во-вторых в буквальном смысле на самом населении. В последние 20 лет среди жителей Нови Сада значительно возросло количество онкологических заболеваний. Сербы объясняют это тем, что во время бомбардировок был использован обедненный уран, который до сих пор приводит к плачевным последствиям (так называемый "балканский синдром"). Большое спасибо НАТО... Но не будем о политике и о грустном, не об этом речь.

Итак, первый день мы посвятили посещению центра города и прогулке по берегу Дуная.

Католический собор Святой Марии

Памятник сербскому поэту Йовану Змаю на фоне епископского дворца

Собор Святого Георгия

Волшебный переулочек

Петроварадинская крепость

Невероятно вкусная еда

Пляжи Дуная

Местные дедушки

Посетили православный храм и католический собор, которые находятся в нескольких шагах друг от друга, прошлись по набережной, пообедали в ресторанчике на берегу реки. Отмечу, что сербская еда привела нас в полный восторг. На протяжении всего отпуска ни одно блюдо нас не разочаровало и мы только и успевали приговаривать "Яко укусно!" и расстегивать пуговицу на джинсах. Вот только если вы вегетарианец вам на Балканах придется туго. Сербы очень любят всевозможных видов мясо и отлично умеют его готовить.

После обеда мы отправились на пляж. Да, в городе есть самый настоящий пляж на берегу Дуная. Там есть песок, ресторанчики, деревянные домики, игры для детей — все как положено. Чисто и очень уютно.

На следующий день мы посетили Петроварадинскую крепость. Она была заложена еще в XVII веке для обороны империи Габсбургов от турок. Сейчас же это очень приятное место для прогулок, откуда открывается вид на весь город.

Поднимаемся на Петроварадинскую крепость

Вид из Петроварадинской крепости

Вид на город

Петроварадинская крепость

Улочка вблизи крепости

Вид из Петроварадинской крепости

Здесь же на холмах возле крепости каждый год проводится знаменитый музыкальный фестиваль EXIT. Вообще надо сказать, что город очень развит в плане культурных мероприятий. Кстати, он будет провозглашен европейской столицей культуры в 2021 году.

Вторую половину дня мы провели в волшебном месте под названием Салаш 137. Салаш — это типичная балканская ферма в традиционном стиле. Их в регионе Воеводина очень много, поэтому они пронумерованы. 137 ферму превратили в безумно милый отель-ресторан. Здесь можно вкусно поесть, погулять по территории, насладиться природой, полюбоваться на курочек и прочую живность и отлично отдохнуть душой. Можете посмотреть их сайт. Там правда все по-сербски, но одни фотографии чего стоят!

Я в умиротворенных раздумьях...

Салаш 137
Мы действительно отдохнули душой в этом замечательном месте, к тому же, как видите, погода не подвела.

На следующий день мы отправились в соседний городок под названием Сремски-Карловци.