четверг, 27 июля 2017 г.

О высоком: 10 книг, которые стоит прочитать

В соцсетях постоянно попадаются ссылки на списки вроде 20 фильмов, которые поразят ваше воображение или 15 книг, которые стоит прочитать, итд.

Я их всегда бережно храню и принимаю к сведению. С фильмами, если честно, у меня туговато: я их мало смотрю, а когда смотрю, быстро забываю, о чем в них шла речь. С одной стороны удобно: через год-другой можно пересматривать заново как ни в чем не бывало.

Фантастику я не люблю, всякие волшебные миры с невероятными существами тоже. Иногда у меня создается впечатление, что мы с мужем одни из редких особей на планете Земля, кто не смотрел ни одной серии Звездных войн, не ходил на Аватар и понятия не имеет, о чем идет речь в Играх престолов.

А вот с книгами совсем другая история. Я с детства очень люблю читать, я всегда с удовольствием проглатывала всю заданную на лето литературу по школьному списку. К сожалению, память и здесь меня подводит: я помню, какое впечатление произвела на меня книга, а вот подробности истории быстро забываются, как бы я ни старалась. Склероз в таком возрасте страшен, однако...

Так вот я решила создать свой собственный список книг, которые, на мой взгляд, стоит обязательно прочитать. Я далеко не литературный критик, так что список основан исключительно на моей оценке и моем вкусе, но мне все равно хочется поделиться им с вами и узнать ваше мнение. А может кто-то посоветует и другое чтиво и поделится своим заветным списком? Было бы здорово!

Я также открыла рубрику Моя книжная полка, где буду делиться с вами впечатлениями обо всем прочитанном. Может кому-то будет интересно, да и мне поможет не забыть, о чем шла речь. К сожалению, на чтение у меня не всегда находится время, и читаю я, как правило, добрый десяток книг одновременно, тем не менее постараюсь писать обзоры регулярно.

Итак, вот топ-десятка моих любимых произведений. Как в хит-параде, начнем с последнего места, постепенно продвигаясь к победителю.

10. Виктор Гюго, Собор Парижской Богоматери

Эту книгу я читала еще в школе и, помню, была под огромным впечатлением. Я полностью погрузилась в средневековую атмосферу и представляла, как я брожу по секретным коридорам мрачного собора... Даже долгие и нудные страницы описания архитектурных особенностей меня не утомляли, мне было интересно представить все в малейший подробностях.

Несколькими годами позже, когда я попала в Париж и увидела Нотр-Дам наяву, несмотря на толпы туристов, я не могла избавиться от ощущения, что сейчас вот-вот мне навстречу выйдет звонарь или какой-нибудь монах в облачении XV века. Помнится, я тогда долго-долго бродила по собору, заново переживая прочитанное и представляя себя героиней романа...
Теперь в мои планы входит прочитать эту книгу на французском. 

9. Пауло Коэльо, Алхимик

Когда Коэльо стал популярен в России, мне было лет 15. Тогда все зачитывались его романами и я, естественно, не была исключением. Я тогда прочитала практически все произведения, доступные на тот момент, но больше всего мне в душу запал именно Алхимик (наверное, как и многим). Несмотря на простоту сюжета, книга заставляет о многом задуматься и пересмотреть некоторые вещи. У меня о ней осталось очень приятное воспоминание. 

8. Роберт Фишер, Рыцарь в ржавых доспехах 

Эта повесть-притча из тех, которые можно читать и перечитывать на протяжении всей жизни, каждый раз открывая для себя что-то новое. Она совсем небольшая, ее можно прочитать за пару часов, но след она оставляет очень глубокий. Мне ее посоветовал друг несколько лет назад, когда у меня в жизни был далеко не самый лучший период. В книге 7 глав, и он сказал мне читать по одной главе каждый день перед сном. Как бы мне ни хотелось забежать вперед (главы совсем коротенькие), я послушала его совет и растянула свое чтение на неделю. И это лекарство для души мне очень помогло. Благодаря, казалось бы, обыкновенной сказке мне удалось много чего переосмыслить, что мне было просто необходимо на тот момент.
Она чем-то напоминает Чайку по имени Джонатан Ливингстон Ричарда Баха, тоже очень стоящее произведение.

7. Борис Пастернак, Доктор Живаго 

Я не помню, была ли эта книга в школьной программе или нет (наверняка была), но факт в том, что я ее почему-то не прочитала в свое время. Я случайно наткнулась на нее несколько лет назад в университетской библиотеке Бордо в зале иностранной литературы. Книжечка была очень затертой, с множеством заметок на полях, но зато на русском языке. Я решила наверстать упущенное и прочитать ее, о чем нисколько не пожалела. Она произвела на меня глубочайшее впечатление.

На тот момент я подрабатывала на очередной выставке, где надо было сидеть как растение за стойкой и раздавать информацию желающим. Была очень холодная зима и посетителей было мало, так что я воспользовалась моментом и буквально погрузилась в атмосферу начала века. Когда редкие клиенты о чем-то спрашивали меня, мне нужно было несколько секунд, чтобы прийти в себя и вспомнить, где я нахожусь на самом деле...

6. Дневник Анны Франк

Эта книга - настоящий дневник 13-летней еврейской девочки, прятавшейся со своей семьей от фашистов в убежище во время нацистской оккупации Голландии. Дневник не закончен, так как Анна и ее семья были арестованы, после чего она погибла в концлагере. Он был опубликован после войны ее отцом, которому удалось спастись.
Очень тяжелое и глубокое произведение, которое не может оставить равнодушным.

5. Габриэль Гарсиа Маркес, Сто лет одиночества

Этот роман просто шедеврален. Не могу сказать, что он легко читается, так как в нем переплетено множество историй разных поколений, а у персонажей зачастую одинаковые или похожие имена. Но атмосфера книги настолько уникальна и волшебна, что в нее просто невозможно не погрузиться с головой. Маркес принадлежит к так называемому течению "Магического реализма", где магия переплетается с реальностью.

В первый раз я прочитала эту книгу еще в школе. Я ее буквально проглотила за несколько дней. Помню, как я садилась за последнюю парту на уроках и делала вид, что случаю учителя, а сама урывками читала свое спрятанное сокровище, потому что просто не могла от него оторваться.

Когда я впервые поехала в Испанию на курсы языка в 10-м классе, я первым делом отправилась в книжный магазин и приобрела роман в оригинале. Но быстро поняла, что была слишком амбициозна: моего начального уровня испанского никак не хватало для того, чтобы понять все тонкости языка колумбийского писателя. К тому же, латиноамериканский испанский довольно-таки отличается от европейского, так что приходилось искать каждое второе слово в словаре, поэтому я эту затею забросила.
В прошлом году я наткнулась на купленную 15 лет назад книгу у себя на полке, где она скромно пылилась в уголочке. От нее повеяло ностальгией: первые несколько страниц были исписаны карандашом и я вспомнила, как сражалась со сложными фразами, пытаясь придать им смысл. Не долго думая, я наконец осуществила поставленную задачу и прочла ее на испанском, пусть и много лет спустя. Конечно, в оригинале книги всегда в тысячу раз лучше, поэтому на этот раз она произвела на меня еще более глубокое впечатление.
Это единственный роман, который я перечитала 2 раза.

4. Халед Хоссейни, Бегущий за ветром

Если честно, я не знаю, популярен ли этот автор в России. На сегодняшний день он написал всего три романа (Бегущий за ветром, Тысяча сияющих солнц, И эхо летит по горам), и все три я прочитала с огромным удовольствием. Бегущий за ветром - его первая книга, написанная в 2003 году. По ее мотивам также сняли фильм, но как это обычно и бывает, книга безусловно интереснее.
Произведение, надо сказать, тяжелое, оно описывает историю двух мальчиков в Афганистане 70-х годов. Мне оно очень запало в душу и оставило глубокий след.

3. Харуки Мураками, Хроники заводной птицы

Также как и Коэльо, Мураками пришел в мою жизнь еще в подростковом возрасте и с тех пор мы с ним неразлучны. Мне кажется, он не может оставить равнодушным. На данный момент я встречала только три типа отношения к этому писателю: либо его терпеть не могут, либо становятся его поклонниками, либо его не знают (в Европе он не так популярен, как в России).
Я отношусь ко второй категории. Я прочла практически все его книги, у меня в резерве осталось всего несколько, которые я откладываю дабы растянуть удовольствие: товарищу-то уже под 70, вечно он писать не будет... А мне хотя бы раз в несколько месяцев нужна моя "доза" Мураками: когда я долго его не читаю, я действительно скучаю по его волшебным мирам.

Когда друзья, не знакомые с его творчеством, просят меня объяснить, о чем он пишет и какой у него стиль, я всегда затрудняюсь ответить. Если честно, я понятия не имею, как можно назвать его стиль. Я не знаю, что сказать, кроме того, что он уникален.

Для своего списка я выбрала Хроники заводной птицы, но на самом деле это мог бы быть любой его роман, так как все произведения Мураками я читаю с огромным удовольствием.

В феврале этого года в Японии вышел новый роман, который должен появиться на английском или французском в следующем году, так что я с нетерпением жду его перевода. 

2. Антуан де Сент-Экзюпери, Маленький принц

Как бы ни банально это звучало, да, Маленький принц - это одна из моих самых любимых книг. Для меня это своего рода лейтмотив, присутствующий в моей жизни с самого детства. Я помню, как родители читали мне эту историю на ночь и как я забегала вперед, зная ее наизусть.
Удивительно, как автор смог в каждом слове, в каждой фразе заключить столько смысла, спрятав его под образ обыкновенной сказки. Я не перестаю открывать для себя что-то новое каждый раз, когда листаю эту книгу, хотя до сих пор помню все главы наизусть...

1. Федор Достоевский, Преступление и наказание

И наконец, первое место моего списка занимает старая добрая русская классика. Опять же, я открыла для себя Достоевского благодаря школьной программе. Я помню, как мне было лень начинать серую толстую неприглядную книжку и как парой часов позже, после нескольких глав я не могла от нее оторваться. 
Преступление и наказание читать не просто, приходится вдумываться в каждую фразу, иногда перечитывать абзац полностью, чтобы лучше понять смысл. Но какой язык, какая философия!
Когда я была в Петербурге, я прошла по всем местам Раскольникова, пытаясь представить, как в свое время по ним ходил Достоевский, вынашивая историю своего будущего шедевра...


На этом, пожалуй, все. Надеюсь получить ответные советы о ваших любимых книгах.


Комментариев нет:

Отправить комментарий